Дети – моё основное хобби!

Все моё бытие-житие сводится к детям и вечно молодой детской тематике. Много лет отдано работе с детьми, она принесла успех и осталась на фотографиях в десятках семьях наших сел, да и в городе успела постараться. Что может в таком деликатном вопросе, как воспитание ребёнка, сказать простой дворник? Если у него душа добрая и человеколюбивая, то с детьми он будет миролюбив и отзывчив. Дети из школы, где довелось мне трудиться в этой почётной должности,  показали супер-результат! Вместе декор в цветочную грядку привносили, весь тёплый сезон кто-то что-то нёс. Учителя приносили цветы, мы – сажали. Поливали бутылками из пластика. Удалось разработать продуктивный план обслуживания, вернее – творческого обслуживания не одного школьного здания, а двух за одно рабочее время. Но такие планы годны лишь для меня.

Воспитание – процесс непрерывный, – учит наука. Но в практических понятиях оно умирает, как только есть время поговорить. …Прогулка, 2-й класс резвится. Рядом бегают-снуют первачки. На небольшой парадной площадке очень тесно. А когда выходят родители и старшеклассники – как в Москве! Учителя долго разговаривают, лишь изредка подавая голос: «Олег, не лезь на дерево, Алена, подойди ко мне! Не орите, что я сказала! А ну, успокойтесь!» И опять долго разговаривают. Дети не знают, чем заняться.

Так! Смотрела я, смотрела на это безобразие… предложила детям поиграть. В садочке между деревьями размела им площадку для беготни.

– А ну давайте вспомним  детский сад! Все ходили? Тогда вспоминайте любимые игры!

И поехало… метлу – в сторону. Инструмент в безопасное место, я уже и гусь-лебедь, и баба и Волк…смотрят педагоги… не понятно, что они выражают – напряжение, недоумение или гнев… Но не мешают. 15 минут полетали, поговорили, остыли. Дети рвутся помочь подмести, листву собрать… а всё потому, что 1-й класс – это все тот же  детсад! Да – уроки, сложная программа… а в игре ребёнок отдыхает от умственного переутомления и длительного сидения «в стойке смирно.»

Шли дни.. Те, кто поначалу каждое утро важно шествовали с родителями мимо меня, стали замечать моё «веничное» присутствие, радоваться тому, как я могу работать одновременно двумя вениками. Когда пришла в школу – на объекте была безликим существом. Как нет меня. Я что – не люди? Идёт мимо учитель – весь класс громко кричит – здравствуйте Лидия Петровна! А я ведь рядом. Как нету. Стала сначала сама здороваться. Хочешь, чтоб ребёнок пошёл к тебе – сделай сам первый шаг! Это мой вывод. Идут…

–  Здравствуйте, – говорю, – какой сегодня день! А? Как настроение? Что приуныл?

И эти несложные  реплики себе – в радость и людям в – приятное, стали родители положительно реагировать. Среди «молчунов» отыскались контактные, хорошие собеседники. Делаю что-то на грядке – с родителем говорю, и не о ерунде всякой, а о детях. Кто им моё скажет? На родительских собраниях другая тематика. Недоумевали мои поломоечки: «Зачем тебе это надо?! Убрала, и домой беги! Дома пусть их воспитывают!» Но это не по мне, я так не могу. Копаюсь среди клумб – детвора моя мелом рисует на плитах школьных у центрального входа. Оценки им выставляю, советую. Подсказываю. Они работы свои комментируют. Смеются… стала для них мел копить, а то везде бросали. Тайнички – то у дерева, то под кустиком, то в моем кармане. Отыскивали, рисовали – на место прятали.

Везде было бумаг, окурков, бутылок… С ближайших помоек ветер махнёт своим опахалом – всю школу и засыплет! Сколько  воевали с нерадивыми соседями… и общественность подключила, и сама ходила – беседовала, и к меру города на приём с бумагами от руководства школы. Борется власть, а народ непобедим! Рядом мусор бросает. Хоть ночуй в том месте! Школьная изгородь прутиковая, от земли высоко – вот и «полеты» мусорные бесконечно работу портили. И детки плохо научены. Выбежал на перемену – бросил обёртку. Съел вкусное. А их сотни – детей-то этих! Вижу я – дело негожее, давай ведро для мусора выставлять и напоминать о нем частенько. Научились. И в моё рабочее свой обёрточный мусор приносить. Почище стало на территориях.  Брошу кличь: «Кто быстрее принесёт мне веник или – помогите бумажки собрать!» В миг все сделано, активных хвалю, инертных не заставляю. Лентяев, отправила играть – бездельничать, если коллективно работали, чтобы не мешали. Или разрешала смотреть.

Решила грядочку свою экспериментальную щебнем обложить по краям. Потом и они помогали – каких только камушков младшие школьники не нанесли… гнёздышко пустое у ствола дерева широколистного приспособила, перьями большими обозначила. Приходили – любовались.  Бабушек, мам звали посмотреть. Каменьев привезла из Феодосии, и с гор крымских, коряг и всего прочего даже с Сивашского озера притащила. Цветов лесных, горных…играли рядом дети, копались в земле. Строили, рыли. И это 2-й 3-й классы! Значит – при школах были бы не лишними песочницы для младших классов. Творчеством есть момент увлечься любимым. Дома не у всех деток песочницы есть. И качели хорошо бы где-то оборудовать. Может и для старших не помешало бы. А то курить бегут толпой даже девчонки. Облюбовали дети боковую школьную стену глухую – это «незарегистрированная курилка». Что там творится! Ковёр из окурков. Жиденький, но живёт! И на нем сопутствующие товары, пустая тара…

Решила сначала «взять быка за рога». Старший сын подсказал, что именно нужно писать мелом. И – пошло дело! В углах здания – «Здесь не сорят, не плюют»; на тротуарах: «Школа №1», «У нас чисто!» на проходных зонах. На плитах – «спасибо за чистоту», «Благодарю за внимание», и т. д. Эта переписка дело успешное. Дети пишут в ответ, кто-то хулиганит с надписями. Прихожу – исправляю. Часто они это видели. Исправляла ошибки в их неграмотно нацарапанных словах.

На ступенях вторичного значения любили ночные посиделки устраивать. Днём и прохожие сорили и ребятня не отставала. Для них такое писала на стенах: «Напитки закусывайте тарой», «Семечки ешьте с шелухой». Стала коробки расставлять в местах повышенных мусорных зон.  Писала на них: «Мусор». Футболили сначала, опять ставила. Моя взяла! Когда все увидели мой «почерк» и узнали, что же от них требуется – поняли, что придётся подчиниться. Воевать пришлось в одиночку. У школы много дел, чтобы замечать все проблемы такого низкосортного труда, как дворницкий.

Когда основной «блеск засиял», уже было легче, можно было основательно взяться за разработку старого школьного двора и территории вокруг 100 летнего здания, в котором в войну был госпиталь, позже лагерь для узников. Но о той тернистой работе – в других статьях.

Что же дети? Молодые учителя начали практиковать подвижные групповые игры во время прогулок, младшие школьники приглашали и меня – вместе. Главное не организация игры, а совместное её проведение. Будьте в детских играх! Как из фильма «такси – 4». Кто видел? Современный. Дед-офицер в стрелялки с мальчишками «по настоящему» играет. Паф! Паф! Тра-та-та! Смотреть со стороны как играют твои дети и понукать ими – это наполовину педагогично.

Бабушка-соседка на прогулке у дворика своего с двумя младшими школьниками – не по телефону говорила, а ненавязчиво проводила соревнования – кто дальше на одной ноге пропрыгает… Разные шутки, прибаутки; деткам задачки, загадки и все интересное. Удивилась я – таких бабушек не много. Стали чаще детей похваливать за старания и говорить близким об их успехах. Родителям и родным было на что посмотреть!

В оплату не входил дорожный труд и газоновый. А у меня кусты зацвели, тротуары сияют. Ни окурка! Прохожие удивлялись. И радовались. Однажды заболела. Знакомая моя Людмила приходила и собирала весь мусор с моих грядок и газонов вдоль всех тротуаров. Она не могла спокойно видеть непорядок. Мало-помалу стало культурнее, чище, лучше. Дружила с известью, белила тротуары.

Получила ценное предложение уйти на другой объект, где и оплата выше и труда меньше, и контингент не такой, а взрослые культурные люди, но отклонила. Как  же на полпути бросить? Как же мои дети? Многим насочиняла стишков для родных, и с ними придумывала, делала заготовки открыток желающим. Детей в округе живущих многих знала. За небольшой отрезок времени меня успела узнать вся школа и её родня. Пошло доброе дело чистоты дальше. Добралось до соседних территорий – и там беспорядку было стыдно.

Дети всегда около кружатся, если я на  улице. И дома, где живу. И раньше. Если я на земле – и они рядом что-то делают или играют. С балкона слышу – тетя Наташа, выходите! Стук в дверь: «А Вы выйдете поиграть, ну, тетя Наташа, мне скучно!» Это моя Сашенька. Рвутся в доме моем поиграть. Мечтаю мальчишник устроить. Машинки по книгам погонять – это горные дороги. Много чего придумать можно. Если включить фантазию и уйти в детство – мозг такое выдает, дивуешься! Как возьму уголь или мел в руку – сказку нарисуем, в ней и играем. Пока рисую – сюжет сочиняется. Дети запоминают, свое добавляют, и роли распределяются. Мел закончил дело – игра началась! За окном моей комнаты сделали игровую зону на моем огороде. Есть участок для возлежания. Весной и летом хорошее место – трава  чистая, высокая, мягкая – на подстилках сидим, лежим, валяемся. Песни поем, книжки смотрим, беседуем и рисуем. Шитье брала, иголки рассыпали на покрывале… В страхе все отыскивали! Не беру шитья. Подрастут пускай. Любим вырезание. Кто – что… Для Барби одежду режут, я им позументы показала, учатся.

За резиновыми шинами прилегает игровой подиум. Это наша сцена, спортивный зал, палаточная площадка, ринг, гимнастический манеж, и т. д.. за корягой-скамьей и пнем-креслом, пнем-табуреточкой  или другими приспособлениями (наш зрительный уголок и судейский) – квадрат опытного огорода. Все что-то на нем делаем, все едим, мне мало чего, но тоже перепадает. Свекла, например.  Ягодник вместо изгороди посадила. Пусть лакомятся. Сами работают. Я сплю – дети улиток собирают. Выхожу – докладывают. Хвалю, угощаю. Все довольны.

Ночами, бывает, до утра работаю. Дети знают, что рано лучше не приходить. Когда моя семейка вся дома, даже наш Гена – «жаворонок» научился подыматься не раньше 9 утра. Лежит – читает. «Книгоглотный» спорт домашний – кто кого. А есть-то хочется!

Дети – они все хорошие! Даже и плохие! Любой пакостник остается ребенком. В школе с фотоаппаратом бегала – воспитательный момент, за рукава подлецов тянула. Кого к директору,  кого «на разговор», пришлось хамоватую семиклассницу догонять, к заборчику притиснуть, не касаясь, резко поговорить. Подружились. Оказалось, Катька эта поет да пританцовывает. Культуру школы продвигать в городе, а сама сапожищами в мою грядку прыгнула, декорации песочные испортила. Назло! Я ведь просто просила не баловаться рядом. Увидела Катю другими глазами. Школьный талант.

Парни негативные нагло плюют, сорят… грубят, оскорбляют, в плечи могут вытолкать. Хоть не побили… Один, Колька, говорит: «Тетя Наташа, во всей школе только с вами и могу пообщаться из взрослых».

А матерная ругань? Написано тут и там мелом: «учитесь говорить красиво!» И стали… Учились… Получалось! Нарисованный мной образец человеческой фигуры и лица, т. е. пропорции – не стирали, не топтали, пока дожди не смыли. Рисовали рядом красавиц, мам своих… так-то! Учитесь и вы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 1 =